Идеи без границ

Студенческие годы Багаудин Ахмедов помнит не только от сессии до сессии, но от одного общественного мероприятия до другого, так как был активистом факультета. Но самые драгоценные воспоминания для него – это труд над дипломной работой «общественно-политические взгляды Антонио Грамши» под руководством кандидата исторических наук, проректора ДГУ Сергея Михайловича Швачко. Познакомившись еще ранее с личностью и философскими взглядами итальянского ученого, журналиста и революционера, Багаудин Ахмедов нашел в его идеях созвучие своим и решил провести более глубокое исследование. У Антонио Грамши издано много книг, в которых излагается его мировоззрение, его учение вызывает интерес, и по сей день.

Антонио Грамши вошел в историю человечества одновременно и как великий ученый-философ, и как пламенный антифашист. Образ этот привлекал Багаудина Ахмедова, пробуждал в нем лучшие качества комсомольского лидера. Идейное наследие А. Грамши подпитывало молодого активиста. И когда ему надо было выбрать тему дипломной работы, Багаудин Ахмедов, не задумываясь, решил заняться исследованием деятельности А. Грамши. Одним из самых ценных для осознанно активного с ранних лет юноши были слова А. Грамши из его статьи «Равнодушные»:

«Ненавижу равнодушных: как Фридрих Геббель, считаю, что «жить – значит занимать определенную позицию». Не могут существовать просто люди, стоящие вне общества людей. Тот, кто действительно живет, не может не быть гражданином, не может не занять определенную позицию. Равнодушие – это не жизнь, а безволие, паразитизм, трусость. Поэтому я ненавижу равнодушных.

Равнодушие – балласт истории. Это свинцовый груз для новатора, это нечто инертное и вязкое, зачастую гасящее самый пламенный энтузиазм, это болото, окружающее крепость старого общества и защищающее его лучше, чем самые прочные стены, чем грудь воинов, потому что оно затягивает атакующих в свою илистую топь, обескровливает и устрашает их, вынуждая иногда отказаться от героического начиная».

Антонио Грамши своим пламенным страстным образом вдохновлял Багаудина Ахмедова, служил ему примеров. Из книги серии ЖЗЛ Александра Големба «Грамши» о герое можно узнать немало интересного.

Он был весь в борьбе, каждое биение его сердца было посвящено ей, ее задачам, ее тяготам и тревогам. Но в полушутливых сомнениях, или, как он сам называл их, «угрызениях совести», есть и некая правдивая нотка. Нельзя утверждать, что Антонио Грамши мог бы, дескать, стать большим ученым, но задачи революционной борьбы, все время встававшие перед ними, помещали му всецело предаться чисто академической деятельности. Грамши – один из крупнейших философов и историков культуры, которых когда-либо пождала щедрая земля Италии. И революционная борьба не только не помещала ему стать истинным ученым но, напротив, напоила его научные и литературные труды новым, глубочайшим и своеобразнейшим содержанием.

В ноябре 1926 года Грамши был арестован в собственной квартире. В сентябре 1934, в год смерти его, была опубликована отдельной брошюрой статья Ромена Роллана. Он писал: «Среди этих обреченных на смерть, которых влечет за своей колесницей лжецезарь, находится великий борец Антонио Грамши. Он вождь. Свидетельство тому – неистовая злоба палача-дуче. Имя Грамши войдет в историю ядом с именем Маттеотти. И он так же велик душою и, возможно, еще более вели мыслью. Ибо он стал в Италии предвестником нового социального строя».

Антонио Грамши был прежде всего политическим борцом, борцом истинным и беззаветным и не пощадившим жизни своей, сознательно пошедшим на величайшие муки и величайшие испытания. Но, пожалуй, в натуре его преобладали черты ученого, поэта, философа. Они, эти черты, отступали на задний план в те года, когда находился в самой гуще политической борьбы.

Наследие Грамши не является абсолютно во всем бесспорным и подлежащим критической оценке. Оно вызывало в кругах интеллигенции, особенно итальянкой интеллигенции, живейшую полемику. Труды его дискутировались и обсуждались на всякие лады. Он не завершил их, не сказал последнего слова, не подвел под ними окончательные черты. Он совершил другое. Он обновил и оплодотворил итальянскую культуру во многих  ее разделах. 

Идеи Грамши повлияли на современную литературу, теорию литературы и литературную критику, да и на разнообразнейшие области духовной жизни не только Италии. Влияние это не ослабевает и в наши дни.